Герб школы

РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа развития воспитания в системе образования России  выделяет воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет роль  общеобразовательного учреждения как центрального звена этой системы. Она выступает как фундаментальная и социокультурная база воспитания и развития детей.

В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение.

Воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами общеобразовательного учреждения, призвана обеспечивать, возможно, более полное всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

В результате реформирования образования за последние десятилетия значительно изменился подход к образованию. В новой экономической и социокультурной ситуации органы управления образованием, методические службы, педагогические коллективы общеобразовательных учреждений направляют свои усилия на сохранение единства и целостности образовательной системы, опираясь на традиции и проверенный временем педагогический опыт организации учебно-воспитательной работы, осуществляет качественное обновление содержания, форм и методов образования детей.

Идеи изучения результатов деятельности как школы в целом, так и отдельных участников педагогического процесса в частности, в достаточной мере освещена в современной литературе. Однако предлагаемые технологии за частую требуют многочисленных финансовых и временных затрат.

Тем не менее, проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценку - неотъемлемая часть управления. Школу оценивают многие: ученики и их родители, администрация и инспектора комитетов по образованию. Но главное задача не в том, чтобы дать учащемуся и классному коллективу экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к самостоятельному осмыслению и решению данных проблем.

Всем известно, что можно оценивать, с одной стороны сам процесс какой либо деятельности, с другой - его результат. Система оценки различных частей педагогического процесса отработано в каждой школе: анализируя посещенный урок, мы даем оценку его эффективности по системе В.П. Симонова; в ходе аттестации учителя ИПК дают оценку уровня его квалификации и т.д.

Но кто системно оценивает результат общей деятельности учащихся? Кто дает ему возможность сравнить его результат с результатами других учащихся, других классных коллективов. Кто и что дает ему стимул к самосовершенствованию? Кто поможет учащемуся проследить изменения эффективности его работы от полугодия к полугодию, от года к году'?

Именно эти насущные вопросы послужили стимулом к созданию системы диагностики и рейтинговой оценки деятельности учащихся, как основу развития личности учащегося.

Для того чтобы один раз в полугодии объективно оценить труд учащихся по принципу результативности (рейтинг), необходим процесс его диагностики, непрерывный в течении всего данного полугодия.

Администрация школы,  который  заботиться о  каждом  ученике,  способствует  его мотивации на самоутверждении, самообразовании, самовоспитании и самоотдачу. Должна владеть данным обо всех, даже не очень значительных результатах учащегося - его победах и промахах. Такой процесс диагностики деятельности ученика и классного коллектива в целом упрощается благодаря, разработанным нами критериями рейтинговой технологии, диагностическими картами и т.д.

Данная работа предназначена для практического использования в сельских и городских образовательных учреждениях.

Школа как социальный институт отражает состояние всего общества и общественного сознания. Она не может жить вне политики, вне идеологии, и не исповедовать никакой философии.

Так и любая общепедагогическая образовательная технология рейтинговая технология деятельности основывается на определенном (осознанном или не осознанном) философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии.

Философской основой рейтинговой технологии является гуманизм (от лат. человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, система воззрений, признающая ценность человека как личности, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе.

Жизнь и славу нашего времени составляют два стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одно другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни. (Н.Г Чернышевский.)

По категории обучающихся: массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика.

Научно-методическая, научно-исследовательская, в том числе опытно-экспериментальная, как и другие виды работы, имеет не только результат, ожидаемый или неожиданный, но и свой продукт в виде научно-методических разработок, программ, проектов. В данном случае речь пойдет о рейтинге развития классного коллектива и личности в целом.

Рейтинг в педагогической системе может позволять вовремя обнаружить отрицательные тенденции, проблемы и найти пути их разрешения, скорректировать экспериментальные работы.

Мы разделяем существующую нынче точку зрения на воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. А поскольку истинный смысл управления состоит в обеспечении эффективности какого-либо процесса. Но если только под управлением можно подразумевать «влияние». Управлять значить влиять. Управлять развитием личности ребенка значить влиять на его развитие через создания всевозможных условий для развития.

Через отслеживание рейтинговой технологией деятельности можно установить господствующую потребность учащихся, и тем самым правильно координировать развитие учащихся, своевременно создавая необходимые условия.

Организация процесса, анализа и контроля рейтинговой технологии осуществляется всеми участниками: а) уровень организаторов рейтинговой технологии «Класс года»; б) уровень классного руководителя; в)классный коллектив и актив класса.

Организаторами являются заместитель директора по учебно-воспитательной работе, организатор детского движения, директор школы и администрация школы (иначе можно называть «Руководство»), Так как рейтинговая технологией деятельности охватывает всю деятельность учащихся, то основным идеологом организации технологии является заместитель директора по учебно-воспитательной части.

Для эффективной организации процесса, анализа и контроля рейтинговой технологии нужна группа управления, состоящая из вышеуказанных должностных лиц. Для успешного управления технологией необходимо остановится на основных условиях.

Адекватное понимание и освоение своей роли, способность оправдать ожидание группы - это первое и необходимое условие успешного налаживания руководителем отношений с управляемой группой.

Второе условие - это хорошее знание состава группы, профессионально-квалифицированных характеристик ее членов (образование, уровень квалификации). Это обеспечивает руководителю понимание интеллектуального и профессионального потенциала группы, а также половозрастной состав группы. Для руководителя понимание этих особенностей очень важно, поскольку каждый возраст имеет свои психологические особенности.

Третье условие - это правильный индивидуальный подход к подчиненным. Руководитель должен помнить, что каждый член руководимого им коллектива является личностью и индивидуальностью, обладает особым сочетанием индивидуальных свойств (темпераментом, характером, интересами и идеалами), общими профессиональными способностями. Требовательность руководителя к подчиненным в отношении их профессиональных обязанностей должна сочетаться с адекватной оценкой их деятельности с учетом возможностей, способностей, особенностей стиля их деятельности.

Четвертое условие - культура общения с членами коллектива. Знание этих закономерностей обязательны для руководителя с точки зрения как его поведения в условиях общения с группой, так и организации и коррекции стиля общения между сотрудниками.

Успешное выполнение управленческой деятельностью требует умения строить взаимодействие с людьми, создавать атмосферу не принужденности в отношениях с подчиненными, быть способным убеждать и оказывать побуждающее воздействие, выражать признательность и одобрение при достижении успехов, преодолевать сопротивление со стороны тех сотрудников, которые преследует цели, не согласовывающиеся с целями коллектива в целом. Все это свидетельствует о более активной работе по формированию представлений руководства и участников технологии о том, каким должно быть психологическое взаимодействие с подчиненными, а также характер психологических воздействий на них.

Управление взаимоотношением - это работа, направленная на обеспечение их законности, нравственности и гуманизма на соблюдение уставных норм общения и взаимодействия участников технологии. Осуществляя регуляцию взаимоотношений руководство заботится о том, что бы они были функциональными, конструктивными. то есть, способствовали успешному выполнению задачи.

          Уровень классного руководителя. Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий: координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитию творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

Работа классного руководителя - целенаправленное, системное, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Деятельность классного руководителя, в первую очередь, направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности.

В современной школе перед каждым классным руководителем должна стоять задача «как удовлетворить и использовать во благо потребности детей, являющиеся основой саморазвития и главным мотивационным фактором поведения?». У Л.С. Выгодского есть замечательная по своей простоте и гениальности мысль: «всякое воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание». Собственно воспитательное воздействие представляет внешняя часть педагогического процесса - организацию и функционирования воспитательных средств, форм, методов, приемов.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между людьми в коллективе. способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления: создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время, классный руководитель заботиться о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

При организации рейтинговой технологии в уровне классного руководителя необходимо использовать и внедрять в жизнь классного коллектива все вышесказанные доводы и рекомендации. Только тогда среда развития учащихся в коллективе будет более гармоничной, гуманной и творчески плодородной. При внедрении рейтинговой технологии в классный коллектив классный руководитель является главным организатором, активатором и координатором рейтинговой технологии. От мастерства и опыта классного руководителя зависит, в частности, развитие учащихся в классном коллективе, а в целом и рейтинговая технология.

 Уровень классного коллектива и актива класса. Коллектив - это высокий уровень малой группы, возникающий в результате целенаправленного формирования.

Внутри школьного класса возникают на основе взаимных симпатий компании, группировки, которые официально нигде не фиксируется, но, тем не менее, оказывают существенное развитие личности, на жизнь коллектива в целом.

Более того, случается, что для ребенка именно эта неофициальная группа становится самой важной, и оценки своего поведения, которые он получает здесь, для него порой более существенно, чем все остальные. Наибольшее влияние на развитие и поведение человека указывает та группа, которую он считает своей, о которой он говорит «мы». Именно с мнением этой группы личность считается, на ее оценки ориентируется, ее суть считает самым важным. В социальном психологии такая наиболее важная для личности группа получила название «референтной» или «эталонной».

Референтной для ученика может оказаться узкая группировка внутри класса, состоящая из двух-трех человек, с социальной направленностью. В данном случае он физически находится в классе, отряде, звене, но они не являются для него субъективно-референтными группами. Меры педагогического воздействия перестают восприниматься, так как группа, к которой он себя относит, эти меры не одобряет. Лучше всего, когда класс, в котором учится школьник, является для него одновременно и референтной группой.

Итак, группа - это формирующийся коллектив. В педагогике коллектив рассматривается как важнейшее средство формирования и развития личности ребенка, эффективное средство в руках педагога, который умело, использует его в воспитательных целях.

Каждый член группы, коллектива занимает то или иное положение. Однако оно не всегда одинаково в деловых и личных отношениях. Например, ученик в деловых отношениях оказывается в ранге «оттесненных», а в личных - «звезды», но может быть и совпадение статуса в деловых и в личных отношениях.

Опыт показывает, что многие острые проблемы снимаются, исчезает в тех случаях, когда в отношениях между подростком и окружающим миром устанавливается полное равновесие.

Потребность в общении и контактах может быть удовлетворена в дружной любящей семье, хорошо организованном коллективе, если подросток чувствует себя в нем уверенным и защищенным, в спортивной команде, где оцениваются его успехи и таким образом, реализуется его потребность в самоутверждении.

Если же процесс установления отношений так и не нашел своей реализации в нормальных формах жизни и деятельности подростка, он будет искать удовлетворения своей общественной потребности в таких местах и сообществах, которые не запланированы системой воспитания и обучения. Так создается возможность влияния на подростков разного рода отрицательных факторов. Важно отметить следующее: современный подросток уже к 11-12 годам великолепно ориентируется в вопросах нравственности, т.е. он отлично знает, что такое хорошо, что такое плохо. Дети значительно лучше ориентируются в жизни, чем нам это кажется.

При создании условий работы Классного коллектива по рейтинговой технологии необходимо учитывать все вышесказанные доводы. Только в налаженной атмосфере классного коллектива можно распределить роли и объекты работы по плану класса в участии в рейтинговом конкурсе «Класс года».

Управление, организация, анализ и контроль рейтинговой технологией всеми участниками технологии должна производиться творчески, а не выполнение механически данных инструкций и советов. Так как, рутинной не творческой можно считать деятельность, которое полностью определяется системой существующих к данному моменту навыков и совершается автоматически. Вся жизнь может быть в большей мере автоматической, если в ней нет элементов игры, не происходят непредсказуемые случайности и не приходится проявлять свои творческие возможности. Качественными признаками творческой деятельности являются наличия поисковой активности, одновременная вовлеченность в нее многих подсистем личности, а главное - преобразование в результате этой деятельности существующей системы моделей, совершенствование фонда навыков.

Ключом к пониманию технологического построения учебно-воспитательного процесса является последовательная ориентация на четко определенные цели. Цели и задачи  рейтинговой технологии исходят с общешкольного плана, программы: должны соответствовать целям, подцелям, задачам школы, так как технология внедряется в учебную воспитательную систему данной школы.

При оценке деятельности учащегося и классного коллектива в целом критерии рейтинговой технологии разделяются по пяти направлениям: учебная деятельность, поведение, внеклассная работа, организация класса, активность учащихся.

Учебная деятельность. Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей, условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Учебная деятельность - одна из сторон процесса обучения - деятельность ученика в овладение знаниями, умениями, навыками.

Для составления критериев оценки рейтингового конкурса "Класс года" сразу же появляется вопрос, по каким параметрам будут отмечаться учебная деятельность учеников. Мы выделили три параметра: а) общая успеваемость класса; б) оценка учебной деятельности индивидуального ученика данного класса (насколько ученик помог своему классному коллективу продвинуться вперед); в) Пропуск без уважительных причин.

1.Общая успеваемость класса. В 2001-2002 учебном году начальной (стартовой) мерой оценки было дано 20 баллов (исходя с среднего уровня наполняемости классов). Потом к 20 баллам прибавлялись индивидуальные достижения учеников и отнимались штрафные баллы. Но эта мера была опровергнута, тем, что сумма баллов учебной деятельности не совпадала с общественной деятельностью классного коллектива.

Общественная деятельность одного ученика или классного коллектива в целом на несколько раз превышала учебную деятельность и тем самым, не достиг желаемый результат рейтинговой технологии. Понадобилось бы сравнить все критерии оценки рейтинговой технологии.

С 2002-2003 учебный год, начальную (стартовую) меру оценки учебной деятельности решили обозначить исходя из общей, итоговой школьной успеваемости учащихся. 100% успеваемости класса равняется к 100 баллам. Сюда прибавляется качество обучаемости.  50% качества равняется к 50 баллам. Итого средний балл классного коллектива в общей успеваемости может равняться к 150 баллам. К этому общему баллу прибавляется оценки учебной деятельности каждого ученика.

2. Оценка учебной деятельности ученика. В 2001-2002 году отличникам
прибавляли по плюс 5 баллов, хорошистам плюс 3 балла, средним 0 баллов, двоечникам минус 8 баллов. В связи с вышеуказанными трудностями в этом году установили следующие критерии: отличники +20 баллов( из расчета пять отличников равняется 100% успеваемости). двоечники  –30баллов

3. Пропуск без уважительных причин: пропуск уроков без уважительных причин учащимся можно считать как пробел учебной деятельности или как незнание или неполное знание данной темы уроков. Тем самым учащийся приближается к разряду двоечников или  средних. Появляется вопрос - сколько уроков могут прогулять ученики, чтобы стать в последствии двоечниками. Но этот вопрос является некорректным, потому что в современной образовательной системе нет таких установок. Получается, что мы сами, должны определить критерий «прогуливания» уроков. Если взять из расчета, что можно прогулять шесть уроков (30: 6=5), то при анализе рейтинговой технологии общий балл прогуливания может в несколько раз превышать остальные 4 сектора. В результате общего совещания классных руководителей мы решили прогул уроков обозначить следующим критерием: 1 урок -1 балл.

Внеклассное занятие: Во внеклассное занятия входят творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы, детские объединения и т.д.) действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях, так дополнительного образования детей. Основные цели и задачи внеклассных занятий: расширение познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддержание допрофессиональной подготовки учащихся; способствование новым социальным отношениям; их самореализации и проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности.

Для определения внеклассного занятия учащихся мы приняли следующий расчет: 1 кружок (секция, клуб, отряд, факультативные занятия для 9-11 классов и т.д.) + 2 балла. Можно считать до 3-х внеклассных занятий. В результате 1 года апробирования мы убедились, что больше 3-х внеклассных занятий для учащегося является не эффективным для развития личности. Без кружков 30 баллов (сравниваем с разрядом «двоечников») так - как мы считаем, что без внеклассных занятий ребенок не может развиваться всесторонне.

С 2003 -2004 уч.году Советом классных руководителей был принят % - соотношение. Это значит, что 100% занятости = 100% баллов

Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение   животных   и   человека   изучается   экологией,   психологией,   социологией.   В широком смысле говорят о поведении объектов самого разного рода ( например, электрона в магнитном поле и т.д.), с середины   веков термин с известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.

Поведение учащихся в рейтинговой технологии подразумевается, как «общественное поведение» (соблюдение устава школы, этикета, культуры поведения в обществе).

Для определения оценки поведения учащихся и классного коллектива   в целом мы приняли следующий расчет:

1.     А) за нарушение устава школы - 10 б, б) за грубое нарушение - 30 б, без замечаний +2 балла.

С 2003-2004 уч.году по решению Совета классных руководителей этот критерий был заменен на % соотношение, т.е. 100 % поведения удовлетворительно = 100 баллам. Этот критерий в свою очередь дает должную роль в сопоставлении поведении учеников, которые оцениваются на педагогическом совете.

Организация   класса.  Организация  (франц.   Оrganisation.  от  средних   веков.   Лат.Огgаnizo - сообщаю стройный вид, устраиваю), 1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных частей целого, обусловленные его строением. 2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. 3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Применяют к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, фиксируя динамические закономерности, т. е. относящиеся к функционированию, поведению и взаимодействию частей; обычно относится с понятиями структуры, системы управления.

Организация класса оценивается по 5 параметрам (целостность мебели, чистота, озеленение, оформление класса, внутриклассное творческое дело), которые дают целостную картину всего класса.

1.Целостность мебели. Каждое учреждение желает, чтобы вся его мебель была всегда целой, не тратя лишних средств. Но как это организовать в школе, где учатся разные дети, есть двухсменный учебный день. Выход из такого положения мы нашли в самих детях, а точнее в классном коллективе. Классы должны нести ответственность за закрепленным классом- кабинетом, территорией. Они должны сами участвовать в обустраивании и организации кабинетов. В этом случае учащийся становятся намного бережливей, ответственной и инициативной. Мы даем детям свободу, чтобы они сами контролировали за организацией своего класса. В конце полугодия организаторы рейтингового конкурса «Класс года» совместно с классным руководителем и старостой класса (если есть, то можно и зам. старосты по хозяйственным делам) проверяют целостность мебели данного класса.

Целостность мебели оценивается от 1 до 10 баллов. За творчество ( ремонт, обновление своими средствами и т.д.) +5 баллов.

2. Чистота класса. Под чистотой класса мы подразумеваем постоянную чистоту парт, доски, пола, протирание пыли, проветривание класса, чистота школьной формы и опрятный вид учащихся и т.д. (все соответствующие нормы санитарно-гигиенического требования класса и классного коллектива). В классах есть санитарные тройки, которые следят за чистотой и порядком класса.

Чистота класса оценивается от 1 до 10 баллов. За творчество (за ведение ежедневной чистоты и порядка, дневник санитарных троек, санитарный уголок и т.п.) +5 баллов.

3. Озеленение. Для уютной обстановки класса в каждой школе требуется озеленение. В нашей школе каждый учащийся приносит по одному комнатному цветку (каждый год), за которым классный коллектив ухаживает круглый год (для активизации этого процесса по школе проводится общешкольный конкурс озеленение класса при проведении общешкольного мероприятия «Урожай»). Озеленение класса должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям организации класса. В классах работают цветоводы.

Оценивается общий вид и уют класса от 1 до 10 баллов. За творчество (прибавление, красивые горшки и т.п.) +5 баллов.

4. Оформление класса. Основными требованиями оформления класса являются: а) должна подходить к специфике класса кабинета; б) не должно отвлекать учащихся от занятий; в) должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических нормам; г) классный уголок должен создаваться не для красоты, а для удобства работы классного коллектива.

Оформление класса оценивается от 1 до 10 баллов. За творчество (обновление, регулярная подача новейшей информации и т.п.) +5 баллов.

2.   Внутриклассное творческое дело. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца- субъекта творческой деятельности. Оценка внутриклассного творческого дела осуществляется по шести направлениям деятельности классного
коллектива (стандартно-организационное классное руководство, проведение тематических классных часов, проведение внеплановой работы, проведение школьных мероприятий, дежурство класса по школе, родительские рейды).

А) Стандартное классное руководство. Проведение организационных классных часов, подведение итогов и т. д. +5 баллов.

Б) За проведение тематических классных часов. Один тематический классный час+5 баллов (фиксируется организатором рейтинговой технологии).

В) За проведение внеплановой работы +5 баллов (фиксируется организатором рейтинговой технологии).

Г) Проведение школьных мероприятий. С согласия Совета школы с 2002-2003 учебном году каждый класс обязуется проводить одно общешкольное мероприятие, согласно учебно-воспитательному плану школы в течение года. Оценивается организаторами рейтинговой технологии совместно с активом класса и классного руководителя (после проведения мероприятия проводится анализ) от 1 до 30 баллов. Не проведение -30 баллов.

Д) Дежурство класса по школе. Как и в каждой школе осуществляется дежурство по школе на одну неделю. Организуется график дежурства по классам за год. Оценивается организаторами рейтинговой технологии совместно с активом класса и классного руководителя от 1 до 30 баллов.

Ж) Работа родительского комитета. Участие в улусных мероприятиях + 3 б, школьных + 2 б, внутриклассных + 1. С 2005 г. в целях привлечения родителей отцов за участие отца в любых мероприятиях + 0,5 б. Вся сумма делится на количество обучающихся в классе и умножается на 10.

Активная позиция учащихся. Позиция (от лат. Рositio - положение). 1. Положение, расположение чего-либо (например, позиция фигур на шахматной доске); 2. Музыкальное положение левой руки на грифе струнного музыкального инструмента, позволяющее исполнять определенную последовательность звуков без смешения руки. 3. В классическом танце канонизирует положение рук, постановку ног. Позиции создавались путем отбора наибольших выразительных положений человеческого тела. 4. Точка зрения, отношение к чему-либо; действия, поведение, обусловленные этим отношением.

Активная позиция учащихся, в данной технологии, рассматривается, как участие учащихся в проводимых мероприятиях школой, улусом, республикой, регионом, Российской федерацией. По сложности участия эти мероприятия разделяем на три группы: мероприятие связанные с учебной деятельностью, мероприятия связанные со спортивной деятельностью и различные мероприятия. В контроле активной позиции учащихся важна не только коллективная или индивидуальное участие, победа или просто участие, но и интересы каждого ученика и классного коллектива в целом (об этом было упомянуто выше «Мотивация учащихся»).

1.Различные мероприятия. Мероприятия не связанные с учебной и спортивной деятельностью (например, вечера, концерты, конкурсы, походы, выставки и т.д.). Оцениваются:

А) Школьные мероприятия. Победитель +3 балла; призер +2 балла; помощь в организации (просто участие)+1 балл; коллективное участие +6 баллов.

Б) Улусные мероприятия. Победитель+4 балла; призер+3 балла; помощь в организации +2 балла; коллективное участие+10 баллов.

В) Республиканские мероприятия. Победитель+5 баллов; призер+4 балла; помощь в организации+3 балла; коллективное участие +20 баллов.

Г) Регион, Россия. Победитель+16 баллов; призер +12 баллов; помощь в организации+8 баллов; коллективное участие +30 баллов.

2.            Мероприятия, связанные со спортивной деятельностью. Оценки критериев этого направления повышены от оценок «Различных мероприятий» на 1, 2 балла (такой расчет был сделан после общего совещания по внедрению рейтингового конкурса «Класс года»)

А) Школьные мероприятия. Победитель+4 балла; призер+3 балла; помощь в организации+1 балл; коллективное участие+8 баллов.

Б) Улусные мероприятия. Победитель+6 баллов; призер+4 балла: помошь н организации+2 балла; коллективное участие+12 баллов.

В) Республиканские мероприятия. Победитель+7 баллов; призср+5 баллов: помощь н организации +3 балла; коллективное участие+20 баллов.

Г) Регион, Россия. Победитель+18 баллов; призер+14 баллов; помощь в организации+10 баллов; коллективное участие+35 баллов.

3. Мероприятия, связанные с учебной деятельностью. Оценки критериев этого направления повышены от оценок «Различные мероприятия» на 2. 3 балла.

А) Школьные мероприятия, Победитель+5 баллов; призер+4 балла; помощь в организации+2 балла; коллективное участие+10 баллов.

Б) Улусные мероприятия. Победитель+6 баллов; призер+5 баллов; помощь в организации+3 балла; коллективное участие +15 баллов.

В) Республиканские мероприятия. Победитель+8 баллов; призер+6 баллов; помощь в организации +4 балла; коллективное участие +20 баллов.

Г) Регион, Россия. Победитель+20; призер+15 баллов; помощь в организации +12 баллов; коллективное участие+40 баллов.

Активная позиция учащихся фиксируется и оценивается организаторами рейтинговой технологии совместно с классным руководителем и старостой класса.

Анализ и контроль рейтинговой технологии ведется всеми участниками в течении полугодия. Даются установки на следующее полугодие.

Исходя из специфики школы и особенностями учебно - воспитательных задач и целей критерии оценки и нормы, направления и параметры рейтинговой технологии можно изменять.

 

Совершенствование работы технологии может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования мотиваций. Потребности, а вслед за ними и мотивы в деятельности формируются под воздействием внутренних и внешних факторов. Первые представляют собой систему ценностей человека, в которую входят его идеалы влечения, склонности, мечты и другие компоненты, характеризующие его внутренний мир. По своей сути ценности представляют собой потребности, которые стали в процессе жизни человека относительно устойчивыми и определяющими в ситуациях сложного личностного или профессионального выбора.

Для выявления доминантных потребностей учащихся выше приводился пример исследования познавательных интересов по Е.И.Рогову. Этот метод выявления доминантных потребностей требует правильной обработки. Для конфиденциальности исследования заполнения бланков нужно давать группе или классу вместе. Только в этом случае можно увидеть правдивую реальность.

На основе изложенных доводов, выводов, исследований и отслеживания по рейтинговой технологии деятельности можно выявить у учащихся их интересы, потребности и мотивы. И тем самым можно спланировать их деятельность исходя с результатов выявления доминантных способностей учащихся. Этот процесс создает плодородную почву для развития личности.

Внешними побудительными факторами, влияющими на возникновение потребностей, являются стимулы. В их качестве могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, представляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действие и что он желал бы получить в результате определенных действий.

В самом общем смысле стимулы можно разделить на две большие группы: материальные и моральные. В свою очередь материальные стимулы можно разделить на материально-денежные и материально - неденежные.

По данной технологии в нашей школе применяются следующие стимулы: 1. Моральные стимулы. Награждение грамотой или благодарственным письмом по итогам рейтингового конкурса «Класс года». Устное поощрение за достигнутые результаты учащихся и классного коллектива в целом. А также награждения грамотой или благодарственным письмом и устным поощрением классного руководителя, как лучшего по своей специальности.   2. Материально-денежные. По итогам рейтингового конкурса «Класс года» награждаются денежными средствами или ценными призами, занявшие второе и третье место. 3. Материально - неденежные. Победившие классы по итогам рейтингового конкурса «Класс года» награждается путевками в г. Якутск и в туристические и познавательные экскурсии, походы , или сплавы по реке Амга с палаточной ночевкой, которые коллектив класса может использовать в течении учебного года согласно учебно-воспитательной программы школы (любое из этих поощрений должно приносить только положительные эффекты как для здоровья, так и для общего развития обучающегося).

В подведении итогов рейтингового конкурса «Класс года» нужно обязательно учитывать специфику данной школы. В некоторых больших школах в параллельных классах  существуют более продвинутые классы (педагогические, гимназические, гуманитарные и т.д.), которые имеют большие преимущества во всей деятельности учащихся. Необходимо выделить лучших классных коллективов, как и в продвинутых классах, так и в базисных классах.

Помимо потребностей мотивов и стимулов составляющими основу процесса мотивации участников технологии являются цели деятельности ее задачи, желания и намерения учащихся и классного коллектива в целом. Цель воспринимается ими как осознаваемый, заранее планируемый результат профессиональной деятельности. Задача представляет собой частный ситуационный фактор, когда, стремясь к достижению определенной цели, участники технологии сталкиваются с препятствиями, которые необходимо преодолеть при этом последовательная выполнение задач позволяют субъекту деятельности достичь запланированных целей. Желание его и намерения представляют собой мотивационные состояния, периодически возникающие в результате изменения условий его деятельности в процессе достижения поставленных целей.

Для достижения и организации вышеуказанного условия нужно спроектировать и спланировать все мероприятия, в которых могут участвовать учащийся и классные коллективы, за год согласно учебно-воспитательной программы школы. Перечень мероприятий проводимых за учебный год должен быть вывешен на всеобщий взор, для того, чтобы учащиеся в любой момент могли бы планировать свою деятельность.

Анализ и контроль осуществляется организаторами технологии при заполнении индивидуально-коллективных карт классных коллективов в процессе деятельности рейтинговой технологии деятельности или тетрадь для старост классов (как портфолио). При выполнении карт или портфолио учитывается особенности учебно-воспитательного плана школы и общая специфика данного учреждения. В связи с этим ниже даем практические рекомендации при контроле и анализе рейтинговой технологии:

1. При подсчете баллов в направлении «Внеклассной занятии» классного коллектива: в старших классах кроме кружков и секций подсчитывается баллы за факультативные занятия и работа в научном обществе школы (баллы даются, как и в кружках и секциях). Данные поправки мотивируются тем, что в старших классах преобладает учебная деятельность.

2. При подсчете баллов в направлении «поведения» классного коллектива в воспитательную систему можно использовать карточную систему контролирования поведения учащихся. Эта система была предложена самими учащимися. Очень походит на правила игры в футбол. Смысл заключается в том, что провинившийся за время учебного процесса учащийся получают от классного руководителя и организатора технологии желтую или красную карточку. Желтая карточка обозначает более легкое нарушение устава школы. А красная карточка - грубое нарушение. Учащийся получивший, три желтых карточек получает одну красную (три желтых карточек обозначает систематическое нарушение устава школы, а красная карточка это предупредительный знак в поведении учащегося). Подсчет баллов при этом получается: -10+- 10+- 10=- 30 (желтые карточки). -30+-30 (красная карточка) = -60 баллов. Полученные штрафные карточки заносятся организаторами технологии в индивидуальную картотеку учащихся, находящуюся в комнате воспитательного блока. Но бывают случаи, когда даются сразу красные карточки. При выше сказанных случаях учащихся надо брать в заметку, наблюдения или контроль (согласно плану работы с трудно воспитывающимися детьми).

Для эффективной работы классного руководителя с классным коллективом необходим годовой план деятельности классного коллектива, составленной совместно с активом класса.

Еще раз подчеркнем, что каждый ученик должен (и в праве) иметь свой личный участок работы, за которую он несет персональную ответственность и может организовать её выполнение по своему усмотрению, разумеется, с учетом общего плана и всего замысла проекта.

При определении обязанностей и их распределения внутри класса сначала нужно определить, какие именно обязанности выполнять классному коллективу для реализации ранее по составленному плану. Проще говоря, какие «должности» необходимо ввести, чтобы все мероприятия были реализованы точно и в срок. Не советуем придумывать « должность» для учащегося, только для того, чтобы ему было чем заниматься. Все обязанности должны быть реальными, наполненными конкретным содержанием в соответствии с планом работы над проектом. Содержание каждой обязанности следует описать понятно и четко, так чтобы ученик, берущий на себя ту или иную обязанность, хорошо представлял, что от него потребуется. Это касается как содержания работы, так и времени, которое она потребует.

Староста класса, как первый помощник классного руководителя должен помогать ему при активизации, мотивировании и контроля всего класса. Он фиксирует всю деятельность учащихся по данным направлениям и ставит баллы согласно критериям рейтинговой технологии деятельности в индивидуально - коллективную карту или портфолио класса.

Учебный сектор класса заводит специальную тетрадь по отслеживанию прогулов. При анализе работы учебного сектора совместно с классным руководителем дается установка всех учащихся на следующую четверть. При подведении итогов совместно с классным руководителем и активом класса помогает в составлении реальной картины деятельности класса за год или за полугодие.

Санитарная тройка класса регулярно следят за чистотой и порядком класса согласно требованиям санитарно-гигиенических норм организации класса. Организуют совместно с активом класса дежурство по классу. Заводят дневник наблюдения санитарной тройки, где постоянно фиксируют о выполнение учащимся обязанностей по дежурству класса и индивидуальную гигиену, опрятность учащихся.

Зеленый патруль или цветоводы класса согласно плану классного коллектива круглый год ухаживают за цветами, принесенными самими же учащимися. При необходимости могут обзавестись дневником наблюдения и список учащихся принесших цветы в класс, в какое го данное время.

В классном коллективе могут быть и группа дисциплинарного наблюдения, которая следит и контролирует за поведением учащихся на уроках и переменах, а также в внеурочное время. При необходимости могут обзавестись специальным дневником наблюдения и заметки. Они обязательно участвуют при подведении итогов рейтингового конкурса «Класс года».

Культмассовые секторы или досуг группа класса обязуются перед классным коллективом организовывать внутри классное мероприятия или участие в общешкольных мероприятиях согласно учебно-воспитательной программы школы и плана классного коллектива на год.

При контроле и анализе рейтинговой технологии деятельности необходимо привлекать самих учащихся, с целью активизирования процесса деятельности. Регулярно нужно заполнять общую таблицу рейтинга классов , которая вывешивается на общий обзор. Для активизации процесса рейтинговой технологии деятельности можно применять рекламные лозунги. Например, Рейтинговый конкурс «Класс года»- даешь жару! или Рейтинговый конкурс «Класс года» - начала всех начал или «Помни о рейтинге».

Вышесказанные практические рекомендации можно изменять, добавлять и упрощать по согласию общего собрания по вопросу организации рейтинговой технологии, куда входят администрация школы, организаторы технологии, классные руководители и актив класса.

Критерии   оценки   и   нормы,   направления   и   параметры   рейтинговой технологии можно изменять исходя из цели и задач учебно-воспитательной программы школы данного учебного года, а также из специфики школы.

В перспективе рейтинговой технологии я вижу в организации не только конкурса классного коллектива, но можно организовать конкурсы «Лучшее методическое объединение», «Лучший кружок», «Лучший техработник», «Учитель года», «Ученик года» и т.д. С 2008 г. в связи вхождением школы в НСОТ планируется вести рейтинговую технологию деятельности учителей. В настоящее время разрабатываются критерии оценки деятельности учителей метод объединениями школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес школы: 678616 Республика Саха (Якутия)
Амгинский улус (район)  улица Первоцелинников №1
Phone: 8 - 242 - 24 - 1 -30
E-mail: mendigischool@mail.ru

Главная ||  Из истории школы || Школа сегодня || Агропрофилирование || Работа школы по РЭП|| 
Достижения|| 


 
Hosted by uCoz